Гали Новикова

Бизнес-тренер, коуч руководителей, консультант

Персональный сайт

+7 (961) 657-27-77
Бесплатный вебинар
27 Мая 2020, 12:00
Вебинар для руководителей, управляющих, предпринимателей Звони 8 800 222 34 77 Регистрируйся

Блог

Почему сотрудники, на которых мы закрепили ярлык «хулиганы» действительно начинают хулиганить

27 Октября 2016
Почему наши неподтвержденные догадки, ярлыки и шаблоны, которые иногда мы вешаем на людей и события, даже не зная, что нас ждет и какой на самом деле этот человек, находят свое подтверждение самым неожиданным образом?
Оказывается, это давно изученный феномен человеческой психики – эффект Пигмалиона или эффект Розенталя. Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

 Существование эффекта Пигмалиона (психологического феномена оправдывающихся ожиданий) впервые было доказано в школьном классе. В эксперименте, впоследствии ставшем классическим, учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей у всех учащихся был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными.

В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании получила более высокие оценки, чем группа «менее» способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи.

 Кстати, эффект Пигмалиона часто отражается в ситуациях, когда мы верим в существование паранормальных явлений, в этом случае часто доказательства сами находят нас.
В бизнесе, при работе с сотрудниками данный эффект также имеет место быть.

Эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А руководители, считающие своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов, т.е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

Основные ошибки, обусловленные эффектом Пигмалиона, которые могут допускать руководители при преждевременной оценке сотрудников:
 
  1. Занижение слишком высоких результатов. Причиной может быть неосознанная тенденция «привязывать» показатели к своим собственным.
  2. Избегание крайних оценок (как низких, так и высоких), группировки данных только вокруг среднего значения. Все сотрудники усредняются.
  3. Завышение или занижение значения определенного параметра или определенной задачи. Через призму этой установки и происходит оценка задач и личностных качеств.


Как избавиться от влияния этого эффекта?
  1. Ввести объективные критерии оценки сотрудников, часто, такими критериями выступает модель компетенций и ее индикаторы.
  2. Использовать модель KPI для оценки результативности сотрудников.
  3. В случае возникновения необъяснимой антипатии, задуматься над таким вопросом – а есть ли реальные причины для негативных мыслей? И если они есть, в первую очередь, задуматься над развитием сотрудника.
  4. Всегда помнить про формулу «учить-лечить-мочить» и именно такую последовательность этапов!

← Все записи блога