Гали Новикова

Бизнес-тренер, коуч руководителей, консультант

Персональный сайт

+7 (961) 657-27-77
Бесплатный вебинар
27 Мая 2020, 12:00
Вебинар для руководителей, управляющих, предпринимателей Звони 8 800 222 34 77 Регистрируйся

Блог

Моббинг: профилактика и решение

19 Марта 2016
С одной стороны бизнес стремится к высоким показателям и высокой прибыли, которую получает постоянным стимулированием сотрудников на «победы». Отмечает и выбирает лучших, поощряет и награждает победителей, организует соревнования и состязания по показателям. Это конечно, помогает бизнесу развиваться. Но все эти способы имеют обратную сторону, все это усиливает конкуренцию между сотрудниками, особенно в коммерческих службах. Приводит к сильному прессингу «слабых» сотрудников и выживанию «непохожих» людей.  

Психологическое насилие (притеснение, преследование, грубость, нападки, придирки) в коллективе - по- научному моббинг.



Неблагоприятный климат в коллективе приводит к тому, что квалифицированные сотрудники начинают искать другую работу, снижается эффективность деятельности, в итоге и размер прибыли в компании.
С одной стороны бизнес стремится к высоким показателям и высокой прибыли, которую получает постоянным стимулированием сотрудников на «победы». Отмечает и выбирает лучших, поощряет и награждает победителей, организует соревнования и состязания по показателям. Это конечно, помогает бизнесу развиваться. Но все эти способы имеют обратную сторону, все это усиливает конкуренцию между сотрудниками, особенно в коммерческих службах. Приводит к сильному прессингу «слабых» сотрудников и выживанию «непохожих» людей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЧИН и ПОСЛЕДСТВИЙ моббинга.

Категории 
А. Личностные
Причины:
  • Зависть или жажда славы
  • Неприязнь
  • Неуважительное поведение по отношению к другим
  • Страх за себя
Последствия: Развитие комплекса неполноценности. Развитие болезни на фоне стресса.

Б. Социально-психологические
Причины:
  • Наличие в компании более квалифицированного работника, воспринимается как угроза своему статусу
  • Непринятие в коллективе «белых ворон»
  • Испорченные отношения с начальством
Последствия: Нездоровый психологический климат.
Напряженная конфликтная рабочая обстановка.
Работа не в полную силу.

В. Организационные
Причины:
  • Частые изменения и реорганизации в компании
  • Сокращения штата
  • Поддерживание в коллективе ценности «конкуренции»
  • Частые соревнования между сотрудниками с призовыми бонусами
Последствия:
Формирование разрушительной корпоративной культуры.
Снижение прибыли организации.
Формирование негативной репутации.

ПРОФИЛАКТИКА МОББИНГА.

Основная роль в минимизации психологического прессинга отводится работе руководителей и службе персонала.
Для профилактики моббинга рекомендуется предпринять следующие шаги.

Шаг 1. Обеспечение непрерывного развития корпоративной культуры.
- донесение до сотрудников миссии, целей, правил и принципов компании, определяющих ее отношение к работникам, клиентам, партнерам и конкурентам.
- личная демонстрация сотрудниками службы персонала заявленных поведенческих норм, при необходимости концентрации на этом внимания работником.
- наличие программы адаптации, системы вхождения нового сотрудника в компанию и принятия его коллективом.

Шаг 2. Обеспечение включенности работников в коллектив.
Не следует:
- открыто выделять кого-то;
- поддерживать тех, кто имеет явную склонность очернять коллег.
Следует:
- показывать, что руководство не поддерживает интриги.
- помогать тому, кто стал жертвой агрессии и продемонстрировать поддержку не вовлеченных.

Шаг 3. Пресечение моббинг - действий.

МОББИНГ - ДЕЙСТВИЯ 

А. Распространение слухов. Обсуждение за спиной коллеги его личной жизни
Что делать?
  • Пресекать сразу, объясняя тем, что может коснуться каждого.
  • Напоминать о ценностях корпоративной культуры, и о том, что такое поведение не приветствуется.
  • Инициировать собрание топ-менеджмента, где обозначить проблему и совместно выработать действия по предотвращению и поведению руководства в таких ситуациях.
  • Создать этический кодекс организации.
Б. Насмешки. Бойкот. Публичные оскорбления. Угрозы. Презрительные взгляды
Что делать?
  • Пригласить обе стороны конфликта для обсуждения ситуации.
  • Выяснить причины реконструктивного поведения.
  • Подготовить и разослать персоналу историю, метафоры, картинки, разъясняющие негативное влияние моббинга на работу и организацию в целом.
  • Проведение адаптационных тренингов.
  • Работа с корпоративными ценностями.
  • Ролевые игры на отработку стандартов поведения в ситуациях моббинга и ответов на мооббинг действия.
В. Несправедливая или обидная оценка работы со стороны коллег. Сокрытие или неполное представление коллегам деловой информации. Нежелание воспринимать предложения и идеи работника.

Что делать?
  • Тренинги эффективной коммуникации.
  • Проводить мероприятия по укреплению корпоративного духа внутри подразделений и между ними.
  • Неконструктивные критика и обвинения со стороны руководителя
  • Поручения заданий, выходящих за рамки компетентности сотрудника Тренинги для руководителей.
  • Находить «золотую середину» между требованиями и стимулированием.
  • Обращать внимание на формирование гибкого поведение.
  • Исключать «черно-белое» реагирование на сложные ситуации.

Анкета по исследованию моббинга в компании

1. Приходилось ли вам испытать психологическое давление со стороны начальства или коллег в процессе трудовой деятельности.
- да
- нет
- затрудняюсь ответить

2. Приходилось ли вам испытывать психологическое давление со стороны начальства или коллег в нашей компании?
- да
- нет

3. В случае отрицательного ответа на предыдущий вопрос - приходилось ли вам наблюдать проявление моббинга в нашей компании?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить

4. Если вы дали отрицательный ответ или затрудняетесь с ответом на второй и третий вопросы, то благодарим за участие в опросе. Если же вы положительно ответили на второй или третий вопросы, сообщите, пожалуйста, кто оказывал психологическое давление (количество ответов не ограничено).
- руководство
- коллега
- группа коллег.

5. Назовите формы психологического давления, с которыми вам приходилось сталкиваться (количество ответов не ограничено): - распространение слухов и сплетен
- игнорирование, бойкот
- несправедливая или обидная оценка продуктивности
- презрительные взгляды или жесты
- сокрытие либо неполное или неправильное предъявление деловой информации
- повышение голоса, оскорбления
- насмешки
- публичные оскорбления, унизительные высказывания
- поручение бессмысленных заданий
- обсуждение за спиной личной жизни
- угрозы
- неконструктивная критика или несправедливые обвинения со стороны руководителя
- поручение заданий, выходящих за рамки компетентности
- нежелание воспринимать предложения и идеи
- упреки в ошибках и неточностях.
- другое.

6. Назовите, пожалуйста, формы психологического давления, с которыми вам приходилось сталкиваться ЧАЩЕ ВСЕГО (выберите не более трех вариантов ответа):
- распространение слухов и сплетен
- игнорирование, бойкот
- несправедливая или обидная оценка продуктивности
- презрительные взгляды или жесты
- сокрытие либо неполное или неправильное предъявление деловой информации
- повышение голоса, оскорбления
- насмешки
- публичные оскорбления, унизительные высказывания
- поручение бессмысленных заданий
- обсуждение за спиной личной жизни
- угрозы
- неконструктивная критика или несправедливые обвинения со стороны руководителя
- поручение заданий, выходящих за рамки компетентности
- нежелание воспринимать предложения и идеи
- упреки в ошибках и неточностях.
- другое.

7. Приходилось ли вам сталкиваться с увольнением сотрудников в нашей компании из-за психологического давления со стороны начальства или коллег по работе?
- да
- нет.

8. Каких действий в такой ситуации вы ожидаете от руководства? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Каких действий в такой ситуации вы ожидаете от сотрудников службы персонала? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



По материалам журнала «Все для кадровика», №12, 2014 год. Автор: Гуля Базарова, директор Института практической психологии НИУ ВШЭ.

← Все записи блога